Гребные винты для лодочного мотора

гребные винты бывают разными

Универсального винта не существует. Если бы такой и был, его бы с завода ставили на все моторы. Но гидродинамика винта гораздо сложней, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому гребные винты следует выбирать исходя из параметров конкретного мотора с учетом тех задач, который водномоторник ставит перед своим судном. В частности, для рыбалки или для катания на водных лыжах потребуются различные винты. Более того, рыбалка в одиночку или в дружной компании из 3-4 человек — это совершенно разные сценарии использования судна. Чтобы сделать правильный выбор, нужно учитывать целый ряд параметров:

Тип конструкции

Все существующие варианты винтов можно разделить на несколько групп по количеству лопастей. Не существует однозначно лучших или худших типов — каждый обладает собственным набором сильных и слабых сторон:

  • Двухлопастные. Обладают высоким КПД, но не могут похвастаться высокой прочностью. Обычно используются на гоночных судах, болотоходах. Кроме того, двухлопастный винт будет полезен на парусно-моторных яхтах в качестве вспомогательного движителя.
  • Трехлопастные. Самый распространенный тип для малых судов. Оптимальная скорость обеспечивается уже на ¾ хода. Чем выше скорость, тем лучше себя показывают такие винты.
  • Четырехлопастные. В основном применяются на крупных моторных яхтах. Обеспечивают минимальную вибрацию и качественный упор. Благодаря быстрому старту и быстрому набору скорости отлично подходят для водных аттракционов. В то же время конструкция позволяет экономить топливо на среднем ходу.

Материал

Винт для лодочного мотора может быть изготовлен из алюминия или стали. И у первого, и у второго решения есть свои сторонники и противники. Алюминиевые и стальные винты имеют значительные различия по своим потребительским качествам:

  • Толщина. Стальные лопасти практически в 2 раза тоньше алюминиевых. Это позволяет плыть быстрее.
  • Скорость. Гонщики, для которых важен каждый километр и каждая секунда, используют только стальные винты. Средний прирост скорости может достигать 10%.
  • Форма. При использовании алюминия применяется технология кокильного литья со всеми ее ограничениями. Стальные винты производится с помощью выплавляемых форм — это позволяет с высочайшей точностью воплощать любые конструкторские решения.
  • Ремонтопригодность. Стальные винты являются более прочными, но в аварийной ситуации это становится, скорее, минусом. В случае попадания на мель или на топляк они выдержат нагрузку, но при этом передадут ее на редуктор.
  • Цена. Стоимость стального винта примерно в 2-3 раза выше по сравнению с алюминиевым аналогичного класса.

Количество оборотов мотора

винт для лодочного мотора

В инструкции к мотору указано количество оборотов, рекомендованное для конкретной модели. Для проверки необходимо взять тахометр, разместить одного пассажира в лодке со стандартным винтом и выкрутить полный газ. Если мотор раскручивается ровно до рекомендованного числа оборотов (например, 5500), то винт подобран правильно. Любые отклонения нежелательны:

  • Если число оборотов больше — мотор быстро изнашивается и портится. "Перекрут" способен сократить срок службы мотора в несколько раз.
  • Число оборотов меньше — идет дополнительная нагрузка на механизмы. "Недокрут" не позволяет добится оптимальной разгонной динамики и топливной эффективности.

Если мотор демонстрирует эталонные значения с 1 пассажиром, то с 3 пассажирами число оборотов просядет. В этом случае нужно установить грузовой винт — у него будет ниже показатель шага (измеряется в дюймах). Чем выше этот параметр, тем быстрее плывет лодка. например, винт с шагом 12 "вытягивает" только 4600 оборотов. Один шаг меняет число оборотов примерно на 200-300. Если установить "девятку" (винт с шагом 9), то удастся выйти на рекомендованное значение в 5500 оборотов.

Грузовое и скоростные винты

Правильный выбор винта позволит экономно расходовать топливо и в оптимальном режиме эксплуатировать мотор. Даже если имеющийся винт (например, комплектный) полностью устраивает по всем параметрам, то все равно стоит помнить, что винты — это в первую очередь расходный материал, и лучше все равно держать под рукой "запаску". Например, можно приобрести пару винтов для различных условий эксплуатации:

  • Скоростной. Позволяет быстро выйти на глисер, но даже с небольшой нагрузкой обороты двигателя сильно падают. Оптимально подойдет для скоростных "прохватов" налегке.
  • Грузовой. Винт с меньшим числом оборотов отлично покажет себя в переходах с большой нагрузкой.

Выводы

Выбор винта — это важный и ответственный шаг. Лучше всего запастись сразу парой разных моделей. Скоростной винт Ямаха позволит промчаться по акватории на высокой скорости, а "трудяга" Parsun "вытянет" прогулку дружной компании рыбаков. При подборе оптимальных моделей для своего мотора следует обращать внимание на тип конструкции винта, его материал, шаг и диаметр. Кроме того, не стоит забывать про диаметр ступицы и количество шлицов. При грамотном подходе удастся обеспечить благоприятный режим эксплуатации двигателя и экономно расходовать топливо.


Возврат к списку