Виды масла для двухтактных двигателей

В двухтактные двигателях внутреннего сгорания не предусмотрено специальной системы смазки (в отличие от 4-тактных). В бак могут заливать уже готовую топливно-масляную смесь или смешивать масло с бензиновоздушной смесью во впускном патрубке. И при использовании смеси, и при раздельной подаче происходит образование бензомасляного тумана, смазывающего все детали, которые попадутся на пути. При этом в моторе происходит сгорание масла. С учетом особенностей эксплуатации двухтактных моторов, к маслу предъявляются следующие требования:

  • Хорошая текучесть
  • Растворение в бензине
  • Минимальное образование золы при сгорании (оптимальный вариант — полное сгорание)
  • Хорошие антикоррозионные качества
  • Устойчивость к высоким температурам
  • Быстрое разложение при контакте с водой (при использовании на судне)

Тип масла

В зависимости от состава все масла делятся на 3 большие группы: минеральные, полусинтетические и синтетические. Минеральное масло создается на основе очищенной сырой нефти, а синтетическое изготавливается путем перегонки нефти и последующей ее переработки до основных молекул. Использование различных технологий производства определяет и серьезную разницу в эксплуатационных качествах:

  • Минеральное. Можно использовать для маломощных двигателей: бензокос, бензопил, тримеров. В таких маслах обычно используется большое количество присадок, и со временем в моторе образуются шламовые отложения.
  • Полусинтетика. Подходит для использование с моторами мотоциклов и лодок. Содержит в составе много различных противоизносных присадок, которые обеспечивают максимально щадящий режим эксплуатации двигателя.
  • Синтетика. Обеспечивает надежную работу двигателя в экстремальных режимах. Синтетическое масло намного лучше минерального противостоит окислительным процессам и продолжает обеспечивать качественную защиту мотора существенно дольше. При этом его стоимость выше примерно в полтора-два раза. Впрочем, если покупать моторное масло оптом, то разница будет не такой большой.

Как правило, минеральные масла используются в двухтактных двигателях отечественного производства, если в инструкции указан именно этот тип. Преимущественно смазочные материалы на минеральной основе используется со старыми моторами.

Стандарты качества

В инструкции к мотору есть требования к классу используемых масел. Производитель обязательно указывает тип масла, которое необходимо использовать для конкретного мотора. Существуют несколько различных систем классификации:

  • API
  • JASO
  • ISO
  • NMMA

API

На рынке представлено большое количество масел API, поскольку эта система была очень распространена в прошлом, но в будущем планируется заменить группу на ISO. Стандарт качества часто указывают рядом с вязкостью (SAE).

В зависимости от мощности двигателя масла по стандарту API делят на 4 категории:

  • API TA. Газонокосилки, бензопилы, небольшие мопеды до 50 см³.
  • API TB. Маломощные мотоциклы с моторами 50-200 см³.
  • API TC. Любые высоконагруженные двухтактные двигатели, работающие на суше объемом 200-500 см³.
  • API TD. Группа масел для подвесных моторов с водяным охлаждением.

JASO

Аббревиатура JASO означает "Японская организация по автомобильным стандартам". Она включает всех крупнейших производителей автомобилей в стране. Масла испытывают на специальных тестовых моторах и в зависимости от полученных результатов присваивают им соответствующую категорию:

  • JASO FA. Бюджетное масло для мотоциклов и машин в развивающихся странах.
  • JASO FB. Минимальный класс, допустимый для использования в Японии.
  • JASO FС. Бездымное масло, основное в Японии.
  • JASO FD. Масло, соответствующее наивысшим национальным требованиям в Японии.

ISO

В 1990-х годах ISO разработала ряд стандартов для масел на основе японской классификации. При этом требования были незначительно ужесточены: к стандартным требованиям добавлены 3-часовые испытания на Honda Dio, необходимые для оценки чистоты поршней и моющего эффекта. В результате бы введены 3 группы стандартов:

  • ISO-L-EGB. Требования JASO FB с дополнительным доказательством чистоты поршня.
  • ISO-L-EGC. JASO FC и дополнительные тесты на Honda Dio.
  • ISO-L-EGD. Соответствие JASO FD и дополнительные испытания на чистоту поршней и моющий эффект.

Класс ISO-L-EGE пока находится в разработке. Это будет самый высокий стандарт в группе ISO.

NMMA

Классификация разработана National Marine Manufacturers Association — американской ассоциацией судопроизводителей. Это самое лучшее масло для лодочных моторов. При создании стандарта был сделан особый упор на параметры дымообразования, экологической чистоты, биологической разлагаемости масла. В зависимости от этих показателей выделены 3 стандарта для двухтактных двигателей:

  • NMMA ЕС-W
  • NMMA TC-W2
  • NMMA TC-W3

NMMA TC-W3 — самый высокий стандарт на сегодняшний день. Это самое качественное масло, которые превышает показатели любых других существующих масел. Его можно использовать, если в сервисном талоне указаны любые стандарты API, ISO или JASO.

Выводы

При выборе масла для бензокосилки можно выбирать самые доступные варианты, соответствующие минимальным требованиям в инструкции. Точно так же можно выбирать подходящее решение для мопеда или мотоцикла. Но при использовании дорогого лодочного мотора лучше не экономить и приобрести элитное масло Мотюль класса NMMA TC-W3. В этом случае длительная и стабильная работа мотора гарантирована.

При выборе между минеральным и синтетическим маслом следует опять же ориентироваться на инструкцию. И все же синтетика и полусинтетика показывают себя несравнимо лучше даже с учетом более высокой цены.


Возврат к списку